Единый учебник истории – залог крепкого государства

К сожалению, скептические прогнозы касательно единого учебника истории начинают сбываться. Россия, конечно, большая страна, но отсутствие единой общепризнанной истории мешает ей скрепить единство народов внутри государства. Мнения главных российских историков расходятся в том, кто должен писать учебники по истории: регионы или федеральный центр?

К примеру, Рафаэль Хакимов, вице-президент академии наук Татарстана и по совместительству руководитель местного института истории, твёрдо стоит на тех позициях, что право писать учебники по истории всегда должно оставаться у регионов. Федеральный центр же должен осуществлять только регулирующий контроль над «ключевыми вопросами».

Такое воплощение известного выражения Цицерона «из многих — единое» вряд ли подходит к процессу формирования учебника по истории России, так же как и выражение: «Сколько людей — столько мнений». История как учебная дисциплина всё-таки должна формировать в сознании подрастающего поколения некое универсальное представление о мире в рамках своего отечества. Это представление, конечно, может кардинально меняться от одного режима к другому, но на каком-то определённом этапе оно обязательно должно быть цельным. Ведь жить нам всем придётся в одной стране.

Понимание этих, казалось бы, простых истин приходит медленно, но всё же приходит. Конечно, решение проблемы не может быть простым. Россия – многокультурная и многонациональная страна, в которой после распада СРСР на волне волюнтаристского плюрализма в разных регионах преподавались абсолютно разные, порой диаметрально противоположные, варианты российской истории. И сейчас можно ради интереса посетить индивидуальные занятия с репетитором Воронежа по истории,  а потом немного пообщаться с каким-нибудь историком из Ингушетии, и вам покажется, что вы пообщались с гражданами абсолютно разных стран.

Известный российский историк и публицист Михаил Смолин вообще считает, что призывы региональных сообществ, в который раз сесть за круглый стол для переговоров с целью создания единого учебника – полная профанация и однозначно ложный путь. По его мнению, федеральный центр должен сам без каких-либо влияний из регионов написать учебник, который ляжет на парты перед абсолютно каждым ребёнком страны и таким образом сделает первый шаг к интеграции огромного количества российских народов в одну, осознающую своё единство, нацию.

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *